Формирование градостроительной структуры квартала в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761)
Дальнейшее развитие Лефортовского ансамбля связано с подготовкой к коронации Елизаветы Петровны. В декабре 1741 г. в Москву с заданием приготовить к предстоящим торжествам Зимний Анненгофский и Лефортовский дворцы и дом «бывшего Василия Фёдоровича Салтыкова» был направлен главный архитектор Петербурга Михаил Земцов с учениками Андреем Квасовым и Иваном Казаковым (48).
На Земцова, в связи с недолговременной опалой Растрелли-сына, были возложены обязанности придворного архитектора. Несмотря на срочность производимых работ, оконченных в конце февраля 1742 года к приезду Елизаветы, помимо простого подновления двух дворцов, имевших «премногое множество» «как починок, так и недоделок» (49), зодчий минимальными средствами сумел изменить акценты в восприятии Лефортовского дворцового комплекса.
Со стороны южного фасада Зимнего Анненгофа, ранее выходившего в открытое поле, в 1742 году была оформлена обширная дворцовая площадь, замкнутая каркасным сооружением Иллюминационного театра, предназначенного для фейерверков, построена Гауптвахта, а для охраны дворца – здание арсенала, так называемый Полевой двор. Восточнее Зимнего дворца выстроили хозяйственный двор. Площадь была окружена новою прекрасною высокою решёткою, а при въезде были построены Триумфальные ворота. К этим работам вскоре вновь был подключен Б. Растрелли, основными постройками которого стали дворцовый театр – Оперный дом на берегу Яузы и пристройка к южному торцу Зимнего дворца нового Тронного зала (ансамбль новой площади занял пространство соседнего с исследуемым квартала, расположенного на чётной стороне Красноказарменной улицы). Летний дворец был исключён из программы коронационных торжеств и даже не был назначен к предварительному осмотру М. Земцовым. Постройка Головинского деревянного моста через Яузу, позднее переименованного в Дворцовый (До этого переправа была организована с помощью 4 понтонных мостов), выводившего с одной стороны к сооружённым в Немецкой слободе Малым Триумфальным воротам, а с другой к Зимнему Анненгофу, создала дополнительную композиционную ось, оптически расширив границы ансамбля и обогатив его. С постройкой Дворцового моста вместо плотовой переправы центр императорской усадьбы переместился в южную часть исследуемого квартала. В результате работ, произведённых в конце 1741 – начале 1742 гг., составилась сложная многоплановая панорамная архитектурно-парковая композиция дворцового ансамбля, рассчитанная на многие точки восприятия.
В Зимнем Анненгофе Елизавета Петровна дала 1 мая 1742 года большой коронационный обед. В Оперном доме в день коронации был сыгран великолепный спектакль на итальянском языке. Он состоял из оперы “Clemenzo di Titto” («Титово милосердие»), аллегорической интермедии «Опечаленная и вновь утешенная Россия» и балета «Радость народа, появление Астреи на Российском горизонте и о восстановлении златого века». По воспоминаниям современников, балет, поставленный Антонио Ринальдо Фузано, привёл публику в неимоверный восторг. Летом того же года императрица давала во дворце аудиенции иноземным послам, а 19 сентября 1742 г. в него были доставлены шведские трофеи, присланные маршалом Ласси из Финляндии и с триумфом провезённые по московским улицам. В дворцовой церкви 28 июня 1744 г. приняла православие и на другой день была обручена с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем принцесса Ангальд-Цербская, впоследствии Екатерина II (50).
Поскольку императрица Елизавета ненавидела Анну Иоанновну и мечтала полностью изжить память о ней, название Анненгоф было забыто, и дворцовый комплекс как в Петровские времена стал называться Головинским домом, что было подкреплено особым царским указом от 29 февраля 1744 года. По этой же причине Елизавета предпочла расположенное рядом село Покровское-Рубцово, в котором в 1743 году Растрелли закончил для неё новый каменный дворец, а позднее подмосковное Перово, где она венчалась с графом Разумовским.
Почитая, однако, память своего великого отца, Елизавета Петровна неустанно поддерживала Головинский дом, несмотря на череду глобальных пожаров, которые раз за разом истребляли дворцы. При этом, воспринимая ансамбль Лефортова сугубо сквозь призму собственных пристрастий, Елизавета решала его судьбу, исходя, прежде всего, из приоритета своих личных воспоминаний детства и юности, связанных с усадьбой Петровского периода. В известной степени она предпринимала попытку реставрации Головинского сада, насколько это было возможно в рамках того времени. Прежде всего, это касалось планировки парка и садовых затей. В 1743 году были начаты работы по починке «в Старом саду, где был Головинский канал, прудов и берегов подле реки Яузы», к тому времени настолько заросших и заболоченных, что в них расплодилось огромное количество лягушек, которых было приказано «выловить и вывезти, куда следует» (51). Для ремонтных работ по Головинскому саду в 1744 году в Москву были направлены каменных дел мастер иностранец Юрий Кинель и ‘фонтанных дел мастер из дворян» Григорий Рылеев (52). В 1744 году вышел указ императрицы о строительстве «каменной стенки для заморских дерев» – новой оранжереи, которая была поставлена вблизи северного рукава Большого канала (53).
В 1746 году полностью сгорел Летний дворец Анны Иоанновны. Императрица не захотела его восстанавливать, и остатки дворца до фундаментов были разобраны. Частично пострадал и Зимний Анненгоф, особенно его северная часть, ближе всего расположенная к Летней резиденции.
Новый летний деревянный дворец проектом 1746 г., выполненным архитектором И.К. Коробовым при участии Б. Растрелли, было решено развивать на месте корпусов старого дворца Ф.А. Головина и Петра I. Работы велись архитектором А.П. Евлашевым. Длинный Г-образный в плане корпус Летнего дворца был развёрнут вдоль Дворцовой площади и ориентирован перпендикулярно Яузе в направлении Головинского пруда. Новый Летний дворец включил в себя Большие Головинские палаты петровского времени. Малые палаты были снесены.
В 1747 г. была разобрана северная половина Зимнего Анненгофа: «из Анненгофскому дому покои (флигелья) разобраны и переведены» в Перово (54), построены новые деревянные кавалерские флигели (55). В 1749 году Головинский Зимний дом был перестроен «по передней линии с пристройкой к оному вновь покоев» (56). Новый Летний и перестроенный Зимний дворцы соединили крытыми переходами, промежуточным средним звеном межу ними стала заново выстроенная в 1748 году деревянная Воскресенская церковь, в 1752 году украшенная картинами живописца Горяинова (57). Оконченный к 1752 году ансамбль двух дворцов Елизаветы Петровны, объединённый галереями и большим внутренним двором, был дополнен поставленным на восток от Зимнего дворца Г-образным в плане деревянным корпусом наследника престола Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. Дворец цесаревича был продолжением дворцового комплекса, соединялся с ним крытым переходом и замыкал парадный плац перед дворцом с востока.
В целом комплекс елизаветинских дворцов типологически во многом напоминал планировку древнерусских хором, где разнообразные по функциям назначения помещения выделялись в отдельные объёмы-связи, соединённые друг с другом. Но, несмотря на сложность объёмно-планировочного решения ансамбля, занявшего огромную площадь, он воспринимался как единое здание, так как в отличие от памятников древнерусского искусства все составляющие его части были однородны по высоте и архитектурному декору. Новый Головинский дворец был окрашен в традиционные для дворцов Лефортова жёлтый и белый цвета, из-за чего москвичи называли его Жёлтым дворцом.
В это же время велись работы по Головинскому саду. В 1749 году по проекту А.П. Евлашева была выполнена решётчатая ограда вокруг сада с двумя въездными воротами, украшенными рустом и вазонами с цветами, а также построены новые оранжереи (58). В 1751 году чинились деревянные Земцовские беседки, выстроенные в 1724 г., в 1752 г. были построены 4 моста через каналы и деревянная галерея в парке на верхней площадке грота (59).
На плане Москвы инженер-майора С.М. Горихвостова 1767 года, составленном на основе фиксационных чертежей 1730-х – начала 1750 гг., район Лефортова отображён со всеми постройками нового Головинского дома императрицы Елизаветы и с большими покоями Петра Фёдоровича и будущей Екатерины II, т.е. в период конца 1752 – начала 1753 годов. Данный план особо интересен тем, что даёт полное представление не только об изменениях на территории Головинского дворцового комплекса, но и на прилегающей местности. На плане показан Камер-Коллежский вал 1742 г., обрывающийся с юга у Верхнего Анненгофского сада, а с севера – не доходя Лефортовской Солдатской слободы, у оврага речки Синички. Жилые кварталы в середине XVIII века существовали по-прежнему только в разросшейся Солдатской слободе, в которой прибавилось по сравнению с 1730 гг. 5 новых кварталов, один из которых был вытянут к востоку от церкви Петра и Павла вдоль Дворцового сада. Поскольку слобода была заселена к этому времени мещанами, под её жилую застройку отошёл полковой плац. Сады Генерального Госпиталя, посаженные Н. Бидлоо, к началу 1750 гг. исчезли. Из зданий госпиталя на плане указан только большой старый Земцовский корпус, стоявший вдоль реки. На юг от исследуемого квартала жилой квартал показан лишь на месте Салтыковской усадьбы (Располагалась на месте домов №№ 38 и 40 по Волочаевской улице). Восточная граница этого квартала послужила началу формирования трассы современной Волочаевской улицы. Вся остальная местность была занята дворцовыми постройками и садом, доходившим до печально знаменитой Владимирской дороги.
Новый «Головинский дом» едва был окончен, как вновь сгорел в пожар 1 ноября 1753 года: «Загорелась кровля от трубы над небольшим залом» (60). Только что отделанные покои наследника престола, тронный зал Растрелли и сохранившаяся часть старого Зимнего Анненгофа сгорели. Уцелели лишь каменные подклеты новой части Головинского дома, вытянутые в сторону реки.
Через три дня, 4 ноября, последовал указ о немедленной отстройке нового деревянного одноэтажного дворца. Работа, учитывая погоду, велась в неимоверных темпах. Тысячи людей трудились непрерывно днём и ночью при свете огромных факелов. Архитектурная команда обоих столиц была брошена на стройку. Общее руководство осуществлял обер-архитектор граф Барталомео де Растрелли, представивший план новому дворцу. Под его командой работали князь Д. Ухтомский, А. Евлашев, А. Кокоринов, А. Антропов, И. Жеребцов, К. Бланк, В. Обухов, братья Иван, Семён и Василий Яковлевичи Яковлевы, молодой В. Баженов. Из Малороссии был срочно вызван Андрей Квасов. Плотничными работами руководил мастер Эхт, а каменными – Венс (61).
Выстроенный на старых подвалах, Зимний дворец сохранил план рубежа 1740-1750 гг. (62), но новый тронный зал его был соединён с Воскресенской церковью и через неё – с деревянным летним корпусом, вставшим на месте снесённых Больших Головинских палат. Зал строил князь Дмитрий Ухтомский по чертежам Растрелли. Главный фасад этого Головинского дворца был снова обращён на юг к площади, по углам были пристроены дуговые пандусы с ограждением из балясника и в центре фасада – парадное крыльцо сложной барочной формы. Основные строительные работы были окончены через месяц в декабре 1753 года (б3), но в 1754 году были снова возобновлены, а в 1755 году встал вопрос о восстановлении покоев Петра Фёдоровича и о перестройке каменных палат за тронным залом Зимнего дворца (64).
В результате пожаров и перестроек елизаветинского дворца основная ось Дворцового сада вновь протянулась вдоль берега Яузы. Сад из-за смены акцентов начал утрачивать композиционную структуру террасного парка. Кроме того, более важным становилось его промысловое, а не архитектурное значение, поскольку двор почти постоянно находился в Петербурге. В связи с этим ещё в 1751 году было впервые позволено пропускать для прогулок в Головинский сад желающих людей дворянского звания во время отсутствия в Москве Елизаветы Петровны (65). Главный садовник Тимофей Брандхоф, по-прежнему служивший в этой должности, обеспечивал такое изобилие редких тропических фруктов, что, по словам историка И. Забелина, «фруктов в оранжереях было настолько много, что они не только удовлетворяли нужду двора, отсылаясь в СПб., но ананасы, персики, виноград, бергамоты, апельсины, цитроны даже продавались за излишеством» (б6). Только на отопление огромного количества оранжерей отпускалось ежемесячно 45 кубических саженей дров.
Сохранился план Головинского дворца со всеми строениями и садом, выполненный архитектором К.И. Бланком и запечатлевший все существовавшие в то время постройки, в том числе и 1753 года, а также фундаменты сгоревшего дворца Петра Фёдоровича (б7). Вероятно, он соответствует 1755 году, так как в этот год в Санкт-Петербург были затребованы планы Головинского дома, сгоревшего Лефортовского и Кремлёвского дворцов (68). План Бланка даёт очень полное представление как о структуре всего дворцового ансамбля в середине XVIII века, так и исследуемого квартала, которому он был почти адекватен. Границы квартала в это время можно определить по ограде комплекса. С севера она проходила по-прежнему по старым границам Меншиковского сада и церкви, но с выключением выходившего за межу дворцового сада старого ветхого двора, располагавшегося по главной оси парка и подлежавшего разборке, а также треугольного участка слободской земли, спускавшегося к Яузе. С запада граница квартала шла по реке. С востока территория квартала включала современный Краснокурсантский проезд и весь начинавшийся за ним Верхний Анненгофский сад, к тому времени начавший дичать. С юга в него включалась вся территория Андроньевского луга (т.е. место, где ныне располагаются военные казармы по Красноказарменной улице, 2-4 до Танкового проезда). Въезды во дворец находились: 1) главный – через деревянный Головинский мост 2) от Оперного дома 3) через сносимый двор на Госпитальной 4) там же по оси верхнего партера и 5) за церковью Св. Ап. Петра и Павла при въезде в современный Краснокурсантский проезд. Ещё один вход существовал из верхнего сада. В этой стороне, на территории, прилегавшей к Госпитальной площади, располагались деревянные дома садового мастера Фока и его учеников.
После смерти Елизаветы Петровны в короткое царствование Петра III работы по дворцу и Головинскому саду не успели развернуться. По указу императора в 1762 году были сделаны дополнительно 131 звено решётчатой ограды и двое ворот с калитками от церкви Петра и Павла до скотного двора, а в ограде от церкви до придворных конюшен ещё четверо ворот. Проект ограды и ворот выполнил архитектор Иван Жеребцов, смета была составлена К.И. Бланком (б9). Чуть позже дворцовые конюшни и обслуживавшая их конюшенная слобода были вынесены в район современных Сторожевой и Синичкиной улиц.
Источники:
А. Центр традиционной русской культуры «ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ» по заказу ООО «ВК-СМАК». Историко-архитектурные исследования домовладения по адресу: Красноказарменная ул., д. 3-3А. Квартал №1860. ЮВАО ТУ «Лефортово». Объект: «Сторожка 1 Московского кадетского корпуса, нач. XX в.». М., 2005.
48.РГАДА, ф. 14, Придворное ведомство, оп. 1, д. 51, ч. 1, О Московских дворцах, на 213 л., л. 1-2, 10-11.
49.Там же
50.И.К. Кондратьев. Седая старина Москвы. М.1996, стр. 422-423.
51.РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 41183, 1743 г. на 39 л. 41636. О ловле в прудах и каналах Головинского сада лягушек и об отвозке их, куда надлежит, 1743, на 15 л.
104
52.РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 33531, 1744 г., на 27 л. и д. 33548, 1751 г., на 109 л., д. 33673, 1763 г. на 28 л., д. 33703, 1767 г. на 15 л.
53.РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 69284, 1744 г., на 233 л
54.РГАДА, ф. 14, Придворное ведомство, оп. 1, д. 51, ч. 1, О Московских дворцах, на 213 л., л. 18.
55.РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 41194, 1747 г., на 299 л.
56.РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 41208, 1749 г., на б 1 л.
57.РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 41202, 0 построении при Головинском доме вновь деревянной церкви, 1748 r., на 25 л., д. 41208, О перестройке Головинского Зимнего дома по передней линии и о пристройке к оному вновь покоев, 1749 г., на 61 л.., д. 41230. О6 отпуске живописцу Горяинову материалов для написания 10 разных картин в церковь Воскресения при Головинском доме, 1752 г., на 77 л.
58. РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. з, д. 41210, О постройке в Головинском саду оранжерей и заборов, 1749 г., на 41 л.
59. РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 41223, 1751 ., на 41; л. 41284. О сделанье в Головинском саду через канал 4 мостов, галереи и в Люзгаузе пола, 1753, 96 л.
60. РГАДА, ф. 14, Придворное ведомство, оп. 1, д. 51, ч. 1, О Московских дворцах, на 213 л., лл. 27-41.
61 .РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 41307. О строении вместо сгоревшего при Головинском доме здания на том же фундаменте и о прочем,1753 г., на 177 л.
ф. 14, Придворное ведомство, оп. 1, д. 51, ч. 2, О Московских дворцах, на 454 л., л. 77; О.С. Евангулова. Дворцово-парковые ансамбли Москвы 1 пол. XVIII в. М.1969 Стр. 81-83.
62.РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 41307. О строении вместо сгоревшего при Головинском доме здания на том же фундаменте и о прочем,1753, 177 л.
63. О.С. Евангулова. Дворцово-парковые ансамбли Москвы 1 пол. XVIII в.М.1969 Стр. 81-83.
64.РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 41333. О исправлении при наступлении весеннего времени Зимнего Головинского дворца, о составлении смет по работам, 1754, на 115 л.; д. 41352. О пристройке в Москве к Головинскому дому для ЕИ Высочеств вновь флигеля, 1755 г., на 223; д. 41353. О переделке в Головинском доме в зале печей и о разобрании оркестра и о пристройке за троном на каменных палатах трех комнат и о прочем, 1755г., на 223 л.
65. РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 41224, 1751 г., на 8 л.
66. И.В. Забелин. Там же. Стр.422.
67. РГАДА, ф. 1239, оп. 57, д. 236, ок. 1755 г.
68.РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 41335. Об отправлении в СПб архитектора Евлашева с чертежами и планами Московского Головинского дома и с чертежами Кремлёвского дворца, Лефортовского дома и прочими, лежащими против Головинского дома местами,1755, 13 л. 69.РГАДА, ф. 1239, Дворцовый отдел, оп. 3, д. 69304, 1762 г., на 25 л